Нарушения слуха у детей могут иметь различные причины: от
структурных особенностей уха до острых воспалительных процессов. Подход к
коррекции слуха зависит от того, что именно вызвало проблему
Как родители могут распознать потерю слуха
С 2002 года в российских родильных домах вводят скрининг
возможных нарушений слуха у детей в первые дни жизни: он проводится примерно на
третий день после рождения ребенка. Скрининг не требует специальной подготовки
и обычно проводится педиатром или медсестрой. С помощью этого обследования вы
можете исключить потерю слуха выше второй степени: Вторая степень влияет на
развитие речи и может быть диагностирована немного позже.
Бывают ситуации, когда ребенок по каким-то причинам не
участвует в обследовании: когда врачи не записались на прием или не обратили
внимания на маму на результат обследования.
На что следует обратить внимание родителям? Есть повод для
беспокойства, если ребенок спит, несмотря на шум, или не реагирует на новые
громкие звуки. Однако, если звук уже знаком ребенку, он может не обращать
внимания, потому что знает, что будет дальше. Например, после звонка по
домофону в квартире появляются новые люди.
Однако до шести месяцев необычные реакции трудно обнаружить,
и только самые внимательные родители заметят. Есть и другая трудность: глухие
дети очень чувствительны к мимике и жестам родителей и могут посчитать, что
что-то произошло, даже если они не слышат звук.
Слуховые особенности можно выявить и по нарушениям лепета,
то есть по повторению слогов интонационных цветов: "па-па-па, та-та-та, бррр”.
Это предшественники речи, которые обычно появляются у ребенка в возрасте от 4
до 6 месяцев. Однако задержка его появления может быть связана не только с
нарушением слуха, но и с другими характеристиками: например, неврологическими.
Часто, когда родители подозревают, что у ребенка проблемы со
слухом, они ведут себя неправильно: начинают активно следить за ним дома,
греметь подручными предметами рядом с малышом, бить и кричать. Не учитываются
две особенности восприятия слухов детьми: во-первых, часто повторяющиеся шумы.
Классификация нарушений слуха
Существует два основных типа потери слуха:
нарушения звуковой проводимости
Они связаны с анатомическими особенностями строения среднего
уха: когда ухо расположено относительно низко или когда вся ротовая полость
ребенка занята языком.
нарушения звукового восприятия
Этот тип расстройства связан с недостаточным развитием
слуховых косточек или аномальным развитием барабанной полости.
Нарушения звуковой проводимости и звукового восприятия могут
присутствовать у ребенка как по отдельности, так и вместе. Проводящие нарушения
связаны с дефектами наружного уха, наружного слухового прохода, среднего уха и
слухового прохода (за исключением внутреннего уха). Они могут быть вызваны
генетическими факторами: недоразвитием или отсутствием ушной раковины и
наружного слухового прохода. Кроме того, нарушения вызывают травмы и сильные
удары или появление серных пробок.
Около 90% воспалительных изменений в детском ухе связаны с
проблемами среднего уха. Здесь могут возникнуть две такие особенности
анатомического строения: когда уши ребенка слишком низко или когда вся ротовая
полость занята языком. Объясним: евстахиева труба, если смотреть на голову
новорожденного спереди, идет от ноздрей к уху. Когда малыш с особым строением
ротовой полости пьет грудное молоко, когда он задыхается, корчится или плачет,
содержимое рта сразу попадает в евстахиеву трубу.
Жидкость в ушной трубке может вызвать инфекцию среднего уха.
Длительное хроническое воспаление может привести к неподвижности слуховых
косточек. Происходит это так: в ухе появляются воспалительные образования и
патологические жидкости, которые как бы связывают слуховые косточки.
Еще одно распространенное инфекционное
заболевание-менингит. В случае острых воспалительных изменений терапия обычно
может помочь ребенку.
|